СМИ вторглись в инфотейнмент о девушке, ставшей жертвой группового изнасилования, а фотографии впоследствии появились в интернете. Любопытно, что мнения общественности разошлись. Одни сочувствуют жертве, другие осуждают ее. Она пошла выпить с мужчиной. Что произошло, и есть ли нечаянная вина на жертве изнасилования при той частоте, с которой насильники повторяют преступление, Pravda.ru рассказал Михаил Виноградов, психолог Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях.
— Как вы считаете, есть ли в поведении девушки признаки того, что она склонна стать жертвой преступления, бессознательно или осознанно? И уместно ли говорить о виктимизации в связи с изнасилованием?
— В случае группового изнасилования, если мы говорим о виктимизации, то, несомненно, жертва подсознательно хочет, чтобы на нее бросилась группа грязных мужчин, потому что они — жертвы преступления. Но мы можем говорить о провокационном поведении, это определенно имеет место. Это противоположное качество виктимизации, не сжатие или страх, а, наоборот, самое агрессивное поведение, которое служит тревожным сигналом для банд и преступников — «можно»,
— Размещение фотографий, иллюстрирующих преступления в Интернете, не является чем-то новым для многих преступников, большинство из которых — подростки. Могли бы вы сказать, что у тех, кто это делает, есть особый идиосинкразический психотип? Скажите, существует ли практика наблюдения за таким поведением преступников, или эти случаи появились недавно и связаны только с распространением и доступностью интернета?
— Конечно, выкладывать фотографии в интернет стало модно — люди пытают, избивают, насилуют, снимают все на видео, прячут свои лица на записях и с гордостью выкладывают их в сеть. К сожалению, преподносить злокачественную опухоль как героизм и выкладывать ее в интернет стало обычным делом. С одной стороны, это отвратительно, но с другой — помогает исследованиям.
Однако люди, совершающие подобные преступления и публикующие их в Интернете, — психически больные. Я думаю, что это очень ограниченно. Они публикуют грязь для собственного блага.
А вообще есть люди, которые гордятся своей пагубностью. Особенно для сексуального зла.
Если вы помните, в сети появилось видео, на котором мужчина пинает пожилую женщину. Затем его друг записал это и выложил в интернет — это «геройство».
— Для человека, который совершает изнасилования одно за другим и хвастается этим в Интернете, насколько это может быть вероятно? Наказание ли это насильника или «прививка от бешенства» от насильника, перенесшего все тяготы и лишения тюремного заключения, но после освобождения забывшего обо всем и вернувшегося к старым привычкам?
— Рецидив возможен на 100%. Даже если он отбыл свой срок. Я помню случай, когда мужчина совершил несколько изнасилований, попал в тюрьму, был освобожден условно и снова совершил преступление. Он взял курс на серийного насильника, которого едва поймали.
И у нас нет достаточного наказания для таких людей, как он. По тем или иным причинам все они сразу попадают в тюрьму, ведут себя хорошо и выходят на свободу с отсрочкой. В этом и заключается проблема. Если бы ему дали восемь лет в колонии строгого режима, это аргумент. Но если ему дали шесть лет, а через три года выпустили, как будто они на пути к искуплению, то его возвращают обратно.
— Существует ли в психиатрии правило, согласно которому о насильнике, совершившем насилие над собой или над более старшей жертвой, но не над ребенком, можно сказать, что он принадлежит к определенной группе и имеет психические отклонения (не признавая безумия), сходные с поведением и психическим состоянием педофилов?
— Обычно это психопаты. Сейчас это называется дивергентным развитием личности. Они принадлежат к кругу поздних психических расстройств, от термина «истерия». Они склонны к эпатажному поведению, легко раздражаются и очень злы.
— Существует ли зависимость между погодой, годом и ухудшением ситуации с изнасилованиями в том или ином регионе, городе или районе?
— Связь в основном сезонная. Весной и летом женщины более доступны и провоцируют определенные категории агрессивных мужчин, например, мини-юбками, шортами и т. д. Это первое. Второе — это, конечно, то, что вам больше не нужно раздеваться. Это значит, что их можно сразу же изнасиловать.
Агрессия у таких мужчин также возрастает с температурой. Осенью изнасилования происходят реже, потому что женщины уже носят брюки, пальто и джемперы. Однако агрессия есть, и чаще нападают на женщин, которые раздражают женщин тем, что не могут изнасиловать.
Источник фото — личная страница Михаила Виноградова в Facebook.
Читайте сегодня последние новости от 26 сентября 2014 года.
Вы должны наслаждаться жизнью — сделайте это, зарегистрировавшись от Pravda. Telegram ru? odnoklassniki? vkontakte? news. google.