Заключительная книга из сборника «Афган неизведан». Тексты основаны на реальных событиях из моей службы в Советской Армии: в Афганистане и в военном училище. Воспоминания рядового русского солдата воздушно-десантных войск, служившего в ДРА с апреля 1985 по май 1986 года. Остросюжетные эпизоды службы и учебы в Высшем военно-политическом училище имени Л. И. Брежнева в Свердловске. Отношение офицеров-воспитателей к молодым ветеранам боевых действий. О противоречиях службы и внутреннем разложении в Советской Армии тех лет. Размышления, аналитика, мемуары. Содержит нецензурную брань.
Оглавление
Прыжки с парашютом в учебном батальоне в ВДВ СССР
Личный опыт рядового ВДВ. Всем давно известно, что служба в воздушно-десантных, парашютно-десантных, разведывательных, морском десанте, десантно-штурмовых и других элитных частях по всему миру, возможна только для тех солдат и офицеров, которые готовы выполнять установленную программу подготовки. Воздушно-десантная подготовка (ВДП) по совершению учебно-боевых прыжков с парашютом с различных видов самолетов и вертолетов, в любое время года, днем и ночью. В СССР это было 12 прыжков в год для солдат и сержантов ВДВ, МП, ДРГ, ДШБ. Для офицеров, около 20 прыжков в год.
Любой прыжок с парашютом — это серьезный риск из-за нераскрытия основного парашюта, риск схождения парашютистов в воздухе, перехлестывание строп парашюта. Кроме этого, приземление в болото, на реку, в труднопроходимую горную местность на лес, на линии электропередач и так далее.
Но риск — это благородное дело для десантника. Каждый десантник должен выполнять прыжки смело и с воодушевлением, если нет, такому парню не место в ВДВ. С каждым новым прыжком десантник получает от неба новую порцию отваги и смелости, здорового адреналина, твердые навыки десантирования, уверенность в себе как в солдате, офицере способном выполнить любую порой невыполнимую для других войск, миссию.
Наиболее опасные прыжки с парашютом — это прыжки при плохой видимости, при сильном ветре, например, в зимнее время года, когда порой не видно ничего, кроме белой пурги или наоборот полное безветрие в белом молоке. Тишина, и вдруг, перед твоим лицом возникают сапоги товарища, и далее он сам и его растерянное лицо. Теперь нужно срочно расходиться куполами, пока парашюты не сойдутся в смертельном танце.
А бывает, что начинается мороз и купола из-за этого, на высоте 900-800 метров тоже открываются с явной неохотой. Одно радует, что снег в Прибалтике порой достигал двухметровой высоты. Не стоит забывать, что перекладывать парашюты нужно не реже чем один раз в месяц.
Это опасности, связанные с погодными явлениями, но часто бывает, что катастрофы случаются из-за плохой технической и психологической подготовки молодых десантников.
Дело в том, что, десантники при выброске в большом количестве (50-120 парашютистов) отделяются от воздушного корабля с интервалом всего 0,3 секунды. Вылетают из самолета и начинают судорожно дергать вытяжное кольцо, заставляя тем самым открываться купол на 1-2 секунды раньше, чем установлено на приборе (3 секундная задержка). И делают это в разные промежутки времени. Купола раскрываются не синхронно и случаются коварные схождения или столкновения куполов и солдат в воздухе.
Это крайне опасная и непредсказуемая ситуация в небе.
Поэтому при выброске с больших кораблей, солдаты должны знать, что кольцо дергать не нужно, все сделает специальный прибор для раскрытия основного купола.
Я и мои товарищи четко усвоили этот урок от сержантов и командира взвода. Кольцо не разу не дергал и искать его потом в снегу не пришлось.
Нужно помнить, что, если выброска и десантирование привели к ЧП, боевая задача ротой и в дальнейшем батальоном может быть не выполнена, а десант захвачен в плен неприятелем.
Свой третий прыжок с ИЛ-76 МД я выполнял вне правил получения и использования уложенных парашютов. Дело в том, что, когда прыгала моя рота, я лежал в госпитале, из-за воспаления мягких тканей под коленом. Когда выписался, оказалось, что рота отпрыгала и парашюты роты сданы на склады в ожидании другого призыва. Я пошел к командиру батальона и потребовал для себя третий прыжок. Командир мне сказал, что это невозможно, тем более что я пойду в Афган и мне этот прыжок уже не пригодится, а мой парашют уже не в батальоне, его никто уже не найдет. Тогда я потребовал (попросил), чтобы меня связали с комдивом учебной дивизии Павлом Грачевым в то время зима 1984-85. К моему удивлению, меня связали с подполковником Грачевым, который долго выслушивал меня и дал добро на третий прыжок. Он приказал комбату учебного батальона связи обеспечить меня парашютами и в назначенный день доставить на аэродром.
И вот здесь, вопреки всем правилам, я получил два уже уложенных ранее парашюта, но другим десантником. Прыгал я третий прыжок с офицерами управления учебной дивизии Гайжюнай и постоянным составом дивизии.
Прыжок я совершил отлично. Купол Д-5 открылся штатно и правильно. Этим поступком я очень удивил ротного командира и сержантов. У сержанта-замка сложилось странное и ошибочное мнение, что я специально ранее попал в госпиталь, чтобы избежать третьего прыжка. Уже через полтора месяца мы полетели в Афганистан, где до последнего момента верили, что в Кабуле мы тоже будем прыгать с парашютом, но над нами пошутило командование. Прыжков в Афганистане не было. В любом случае я выполнил программу прыжков, это с психологической точки зрения неоценимо для любого десантника.
Прыгают с кровати, а в ВДВ совершают прыжки с парашютом
Сегодня десантные войска отмечают свою 88-ю годовщину
Каждый десантник обязан совершать парашютные прыжки — это аксиома. Тут нет различий, будь это командующий ВДВ или трубач полкового оркестра, для которых предусмотрены специальные мешки под музыкальные инструменты при десантировании. И голубой берет и тельняшка с голубыми полосками новобранцу выдается лишь после совершения трех первых прыжков с парашютом. Звание десантника нужно заслужить испытанием небом — наполнил купол воздухом, значит ты свой.
В военкомате все храбрые — хочу служить в ВДВ, но когда дело доходит до десантирования из самолета с парашютом, даже здоровяки начинают откровенно дрейфить перед тем как сделать тот самый шаг за борт самолета. Тренировки на земле, где отрабатывается на тренажерах тот самый отсчет: «501, 502, 503, кольцо — купол!», на высоте в 800 метров становятся настоящим испытанием на мужество. Кто-то откровенно дрейфит, но в десантных войсках, как и в армии, есть правило: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим».
— Отказников при первом прыжке бывает один человек из десятерых, это нормальное чувство самосохранения у молодых парней, — рассказывает офицер запаса, мастер спорта парашютного спорта Александр Апрельский. — И задача выпускающего, а это, как правило, замкомроты по ВДП (воздушно-десантная подготовка), десантировать всех, кто находится в самолете или вертолете. Отказник — это проблема, приходится сажать самолет, получать нагоняй от начальства за отсутствие морально-психологической подготовки подчиненного, переводить бойца в сухопутные подразделения. Проще его просто вытолкнуть за борт — прибор открытия все равно сработает через три секунды и купол сработает на открытие. Вот стоит такой лось в проеме двери Ан-2, уперся ногами и руками и орет от страха, а площадка десантирования уже внизу и командир самолета уже включил «ревун» на отделение. Метод использовался жесткий, но простой. Удар ногой сзади между ног — руки парашютиста опускаются, остается дать пинок в зад, чтобы «тело» ушло в свободный полет. Уже потом, на земле, спрашиваешь: «Почему выкобенивался? Почему не прыгал?» А он, счастливый, говорит, что ничего не помнит и, мол, сам совершил прыжок и готов хоть сейчас на второй.
И какой внушительный вклад они внесли в разгром фашизма, приближая нашу Победу
Наверняка у каждого десантника сохранились в памяти ощущения от первого прыжка с парашютом — это воспоминания на всю жизнь, покруче чем первый поцелуй с одноклассницей. Из личного тоже есть что вспомнить.
Дело было в далеком уже 1984 году, когда я, военный журналист, прибыл в дивизионную газету 106-й Тульской воздушно-десантной дивизии. После официальных представлений меня, как это тогда водилось, «командировали» в ближайший продмаг. И когда пересекал небольшой плац штаба дивизии, то не обратил никакого внимания на проходящего метрах в десяти полковника и не поприветствовал его.
«Лейтенант! — голос был с негромкой хрипотцой, но от него почему-то сразу побежали мурашки по спине и я резко развернулся. — Ко мне!»
Худощавое лицо с тонкой ниточкой светлых усов, прищуренные хищные глаза, безупречно сидящая форма — прямо белогвардейский офицер из фильмов про Гражданскую войну. «Здравствуйте», — я чуть было не протянул ему руку, но осекся от взгляда, в котором читалось необыкновенное презрение.
«Почему без знаков? Где «Гвардия», где знак парашютиста?
«Так я первый день как приехал! «Гвардию» не вручали, а с парашютом я вообще ни разу не прыгал, — я скосил глаза на свой «ромбик», который сиротливо висел на груди.
«Может, у вас, товарищ лейтенант, еще и носки белые?»
Носки и правда, в угоду тогдашней моде, были не уставного, а именно белого цвета, что я и продемонстрировал строгому офицеру.
«Начальника разведки ко мне!» — рыкнул полковник.
Не прошло и минуты, как к полковнику бежал капитан Пузанков — замначальника разведотдела.
«Вот это, — не глядя на меня, процедил полковник, — завтра выбросить с парашютом. Вручить «Гвардию» и «перворазника».
Облитый презрением, я для него больше не существовал, он даже не устроил мне разнос, которого достоин был только настоящий десантник.
На следующий день командир дивизионной разведроты гвардии капитан Саша Хабаров в соответствии с приказом «выкинул» меня из самолета. Мне вручили знаки и посвятили в десантники, отбив мягкое место, как и положено, «запаской» — запасным парашютом. После этого я влюбился в открытое небо и совершил еще более 150 прыжков.
«Летающий» танк с газовой турбиной покорил иностранных экспертов и лишил покоя
А суровый полковник — замкомдива Александр Чиндаров, уже ко времени нашего знакомства имел в армии огромный авторитет: орден Красной Звезды даже в Афгане получить было непросто. Позже, в 1994-м, будучи замом командующего ВДВ, генерал-лейтенант Чиндаров отказался штурмовать Грозный, заявив, что ему нужно две недели на подготовку: необученных солдат он в бой не бросит. За это его уволил из армии тогдашний министр обороны Павел Грачев.
Спустя время, общаясь с Чиндаровым по телефону, я спросил, помнит ли он меня. Александр Алексеевич замялся, мол, много вас, лейтенантов, через меня прошло. «Белые носки», — подсказал я. «А, конечно помню! Ты мне за всю службу один такой попался!» — и в его голосе была то ли радость узнавания, то ли сожаление, что не вкатил мне тогда по полной десантной программе.
А на вопрос десантнику, мол, сколько раз прыгал, каждый из них ответит: «Прыгают в армии с кровати, а в ВДВ совершают парашютные прыжки!»
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Из-за разгрома ВСУ на южном охвате Красноармейска Повітряні Сили подняли в небо свои самолеты и, похоже, уже пожалели об этом
Оружие, которое не применяют по политическим причинам, перестаёт пугать противника
Германия полностью беззащитна перед русскими ракетами средней дальности, считают немецкие аналитики
Проект Азориан. Подъем советской атомной подлодки К-129
Заброшенный центр лётной оперативно-тактической подготовки
Архитектура зданий в фильме Бриллиантовая рука
3 комментария
9 лет назад
«Прошло уже 84 года,как было осуществлено первое массовое десантирование с крыла транспортного самолета во время смотра в Тушино.»
Прошло 86 лет. И не в Тушино, а под Воронежем.
9 лет назад
Ну — я был не совсем в ВДВ но ДШБ морской пехоты со всеми вытекающими:
1/Платили 7 ревсе накрутки11,за прыжки по моему так:1й-10 ре,до 10 по 2,5 ре,и накрутки «с грузомь,»с автоматомь и др
2/Кормили 2 разных типа:а/обычный 50 гр масла/20 — завтрак,10-обед во второе,20 ужин,50 сахар,б/когда прыгали с парашютом в этот период давали «доп.паек» ну наш старшина не мелочился на роту получалось около 1 ящика масла,и пара ящиков тушенки.
3/Ха За РД 54,туда входила плащпалатка,лопатка,котелок в котором кружка и ложка,костюм хим.защиты-ВСЕ.
4/Думаю — у всех было подсобное хозяйство и свинари- однако видел на камбузе говядину со штампом из Австралии.
5/За прыжки так ; 2 периода в году всего 8 за период,/я учебку не считаю типа «Сатурн» в Севастополе- там еще пару/,так за год 16,за два 32.
6/Не знаю ,что такое «мобута»,была зимняя «десантура» такие полушубки,с широким воротником,и штаны- с утеплителем/ну пристегивались/,и была своя черная для морской пехоты-другая,а десантура была салатного цвета,использовали в основном летнюю- она в виде комбеза была.
7/Это по вопросам а так — я дружу со многими десантниками- и каждое 2е число августа на плац выходили лишь две части в нашей бригаде- наш ДШБ и разведрота- и Поздравляли с Днем ВДВ.О количестве учений и стрельб- скажу так- много,и они разные все,ну то были на вымпел командующего то еще какие,потом разные требования — у ВДВ свои,и нас- свои,там еще и гранаты были,и в общем на это дело патронов не жалели.у нас к тозму же были и морские учения и воздушный десант- куда пошлют.Ну были и союзного значения,всякого было,и был тогда СССР.